Статья
ИНТУИТИВНЫЕ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА У ДЕТЕЙ 3–11 ЛЕТ
И.И. Знаменская1, И.М. Созинова2, Ю.И. Александров1, 2
1 ФГБУН «Институт психологии» РАН, 2 ФГБОУ ВПО «Государственный академический университет гуманитарных наук», Москва
В статье обсуждается вопрос о гетерохронности формирования интуитивных и рациональ-ных компонентов морального выбора. Представлены результаты исследования вегетативных показателей (динамика сердечного ритма) при решении моральных дилемм детьми, а также кон-тент-анализа высказываний детей (3–11 лет), обосновывающих принятые ими решения. Авторы рассматривают эти высказывания в качестве вербального показателя рационального компонента морального выбора. Выявлено, что на ранних этапах онтогенеза (3–6 лет) дети осуществляют моральный выбор, руководствуясь в основном интуитивными критериями, ко-торые ими не могут быть обоснованы. Позже (7–9 лет) формируются рациональные компоненты выбора. Предлагается гипотетическая модель, обобщающая материалы и описывающая законо-мерности формирования нравственного отношения к «чужим».
Ключевые слова: структура субъективного опыта, моральная дилемма, онтогенез «морально¬го поведения», интуитивные и рациональные компоненты, «свои – чужие», дети 3–11 лет, контент-анализ, сердечный ритм.